При декларировании криптосделок убедитесь, было ли у поставщика услуг разрешение на деятельность MiCA

В период декларирования доходов Налогово-таможенный департамент (НТД) напоминает, как правильно декларировать доход, полученный в прошлом году от сделок с криптоактивами.

До настоящего времени действовало правило, согласно которому сделки с криптоактивами облагались налогом по общим правилам налогообложения сделок с имуществом. Теперь появилась возможность рассматривать криптоактив как финансовый актив, при налогообложении которого существуют определённые нюансы.

По словам ведущего специалиста отдела подоходного налога Ауне Марии Марьяпуу, при инвестировании в криптоактивы важно знать, что финансовым активом считается только тот криптоактив, который приобретён через платформу с разрешением на деятельность MiCA (Markets in Crypto-Assets Regulation), который можно приобретать также и через инвестиционный счёт. «Криптоплатформа сама по себе не подходит для инвестиционного счёта. В обычной системе налогообложения убыток, полученный на криптоплатформе, можно учитывать только в том случае, если у платформы есть разрешение на деятельность MiCA», — отметила она.

Перед декларированием сделок с криптоактивами необходимо проверить, было ли у платформы разрешение на деятельность MiCA на момент совершения покупки. Это можно проверить на веб-сайте MiCA и в регистре эстонских поставщиков услуг в области криптоактивов.

Чтобы упростить проверку наличия разрешения на деятельность, НТД добавил в ниспадающее меню таблицы 8.2 декларации о доходах 141 иностранную криптоплатформу с разрешением на деятельность MiCA, полученному в 2025 году. «Это позволяет проверить соответствие платформы и криптоактива — то есть был ли актив приобретён после даты выдачи разрешения на деятельность. Таким образом, теперь стало проще правильно декларировать такие сделки», – сказала Марьяпуу.

  • Если совершали сделки с криптоактивами на платформе без разрешения на деятельность MiCA, то декларируйте только прибыльные сделки в таблице 6.3 или 8.3 декларации о доходах.
  • Если совершали сделки с криптоактивами на платформе с разрешением на деятельность MiCA и используете обычную систему, то декларируйте как прибыльные, так и убыточные сделки в таблице 6.1 или 8.2.
  • Если совершали сделки с криптоактивами на платформе с разрешением на деятельность MiCA и используете систему инвестиционного счёта, то декларируйте взносы на инвестиционный счёт и выплаты в таблице 6.5 декларации о доходах.

Для отсрочки уплаты подоходного налога инвестиционный счёт необходимо открыть в банке, платёжном учреждении, учреждении электронных денег или инвестиционном обществе. Важно помнить, что для применения системы инвестиционного счёта финансовый актив должен быть приобретён за средства, находящиеся на инвестиционном счёте.

Если на платформе без разрешения на деятельность MiCA было совершено большое количество сделок, их можно суммировать. «При большом числе сделок можно суммировать сделки, внесённые в таблицы 6.3 или 8.3, и указать их одной строкой. Однако при суммировании убытки учитывать нельзя. Важно, чтобы у декларанта имелся учёт по сделкам в читаемом виде, позволяющий подтвердить формирование итоговой суммы», — отметила Марьяпуу.

В таблицах 6.1 или 8.2 можно суммировать только одноимённые сделки с криптоактивами, приобретёнными исключительно через платформу с разрешением на деятельность MiCA, если инвестор при налогообложении применяет обычную систему. Датой приобретения в таком случае указывается дата первой из суммируемых покупок. И в этом случае важно, чтобы декларант имел детальный учёт по сделкам для подтверждения итоговой суммы.

Доход от торговли криптоактивами необходимо декларировать всегда. Налогообложение зависит от наличия у платформы разрешения на деятельность MiCA и выбранной системы — обычной или инвестиционного счёта.

В декларации о доходах физического лица необходимо декларировать и те облагаемые доходы, которые получены в криптоактивах. «К таким доходам относятся, например, доход от аренды и проценты, полученные в криптоактивах, а также предпринимательский доход. Криптоактив по сути является средством обмена, используемым при продаже и покупке товаров или услуг. Также он используется при инвестировании, цель которого — сохранить или увеличить стоимость криптоактива», — пояснила Марьяпуу. К криптоактивам относятся, например, Bitcoin, Ether, Litecoin, Tether и др.

Подробнее о налогообложении и декларировании сделок с криптоактивами на сайте НТД.

Доходы, полученные в течение 2025 года, можно декларировать до 30 апреля. В среду э-услуг e-MTA можно войти только через официальный веб-сайт emta.ee/ru. Подробнее о декларировании доходов за 2025 год на сайте НТД.

open graph imagesearch block image